Миа Вашиковска (Mia Wasikowska)
Биография
Она стала известна широкой аудитории после ее работы над телесериалом HBO «Лечение» («In Treatment»), которая была очень радушно воспринята критиками. Мировое признание пришло к ней в 2010 году после фильмов «Алиса в стране чудес» («Alice in Wonderland») Тима Бертона и «Детки в порядке» («The Kids Are All Right»), за который она получила «the Hollywood Awards' Breakthrough Actress Award».
В 2011 Миа Васиковска сыграла главную роль в новой экранизации «Джейн Эйр» (Jane Eyre) и в фильме «Не сдавайся» (Restles»), премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале 2011 года. В 2012 ее можно увидеть в «Таинственном Альберте Ноббсе» (Albert Nobbs) и «Самом пьяном округе в мире» (Lawless). В 2013 вышел триллер корейского режиссера Пака Чхан-ука «Стокер» (Stoker) с Мией в главной роли.
Молодость
Миа родилась и выросла в Канберре, она средний ребенок из трех (у нее есть старшая сестра и младший брат). Ее мать, Марзена Васиковска, фотограф польского происхождения, а отец, Джон Рид, австралийский фотограф и коллажист. В 1998 году, когда ей было восемь лет, Миа с семьей переехали в Щецин (Польша) всего на год. Затем ее мать получила грант на развитие коллекции работ, основанной на ее Австралийском опыте (ее мать переехала в Австралию в 1974 году в возрасте 11 лет). Миа и ее родные приняли участие в ее работе; Миа так сказала в интервью «The Toronto Globe and Mail» в июле 2010 года: "Мы никогда не должны были улыбаться или позировать. Мы никогда не ждали, что нас сфотографируют. Мы просто занимались своими делами, а она нас фотографировала". В то время семья также путешествовала по Франции, Германии и России.
В девять лет Миа начала учиться на балерину с надеждами на профессионализм. Она стала танцевать в пуантах в тринадцать, и тренировалась 35 часов в неделю помимо полного учебного дня. Однако, ее страсть к балету уменьшалась из-за увеличивающегося давления для достижения физического совершенства и растущей неудовлетворенности танцами вообще. Так, в четырнадцать она ушла из балета. «Танец - это много мелких деталей, которые большинство людей не замечают, их могут видеть только танцоры, и они проводят часы перед зеркалом для их отработки». Но она благодарна балету за умение обращаться с нервами на прослушиваниях. «Я была бы совсем другим человеком, если бы у меня не было балета. Танец действительно делает вас жестче», - говорит Миа.
В европейском и австралийском кино Миа была представлена уже с молодого возраста, особенно в «Three Colors trilogy» Кржиштофа Киесловски и «My Brilliant Career» Джиллианы Армстронг. Хотя она была застенчива и не очень склонна к работе во время обучения в школе, вдохновение захватило Мию после съемок у Холли Хантер в «Фортепьяно» и у Джены Роулэндс в «Женщине под влиянием». Несмотря на отсутствие достаточного опыта, Миа нашла двенадцать австралийских актерских агентств и связалась с ними всеми, но получила только один ответ. Ей назначили встречу после пары переписок.
Карьера
Ранние работы
Миа получила ее первую роль в 2004 году - 2 эпизода в австралийском сериале «Все святые» («All Saints»). Не успело ей исполниться 15, как она получила роль в австралийском фильме «Беспредел на окраине» («Suburban Mayhem», 2006), за который она получила номинацию на Young Actor's AFI Award. В этом же году Миа появилась в своем первом короткометражном фильме «Lens Love Story», в котором, однако, у нее не было слов.
В 2007 году актриса сыграла в фильме ужасов «Крокодил» («Rogue»), вместе с Радой Митчел и Сэмом Уортингтоном, и в драме «Сентябрь» («September»), куда ее отобрал лично режиссер фильма Питер Карстэрс после прослушивания, она оставила за спиной более 200 претенденток. Тогда же она сыграла главную роль в короткометражном фильме Спенсера Сассера «Я люблю Сару Джейн» («I Love Sarah Jane»), премьера которого состоялась в 2008 году на Sundance Film Festival.
Карьера в США
2008–09
В семнадцать Миа сделала прорыв в США, когда снялась в роли Софи, склонной к суициду гимнастки, в еженедельной драме HBO « Лечение» («In Treatment»). Она получила эту роль, отправив свою видеозапись. Работапотребовала ее переезда в Лос-Анджелес на три месяца. Она заработала признание, играя обеспокоенного подростка, который посещает психотерапевта Пола Уэстона (Габриэль Бирн), который, кстати, похвалил ее за превосходный американский акцент. Миа сказала в интервью «Variety» в октябре 2008 года, что она играла ребенка, и что возросшее количество американских фильмов и сериалов облегчает совершенствование акцента для австралийцев.
Шоу дало ей возможность играть в американских фильмах. Миа сыграла небольшую роль молодой жены Асаеля Бильски (Джейми Белл), в фильме «Вызов» («Defiance»). Режиссер Эдвард Цвик взял ее, не видев в «Лечении», объяснив австралийскому выпуску «Vogue»: "Ее внутренняя жизнь настолько ярка, что ее видно даже когда ее уже нет рядом." Ее следующая роль - пионерки авиации Элинор Смит в биографическом фильме Миры Нэйр 2009 года «Амелия» («Amelia»). В июне 2008 года она получила премию «Australians in Film Breakthrough Award» за свою работу в «Лечении».
Миа сыграла роль второго плана Памелы Чоэт в 2009 году в независимом фильме «Это вечернее солнце» («That Evening Sun»). Режиссер Скотт Тимс первоначально был против актрисы, потому что ему хотелось найти настоящую южанку, но после неудачных прослушиваний других актрис, он согласился еще раз прослушать Мию. У нее было только два часа, чтобы подготовиться, которые она потратила, смотря ролики «Coal Miner's Daughter» онлайн, чтобы быстро выучить южный акцент. Тимс был так впечатлен, что Миа стала единственной неамериканской актрисой в фильме. Она была номинирована в 2009 году на «Independent Spirit Award» за лучшую женскую роль второго плана, которую она проиграла Mo'Nique, хотя фильм получил «South by Southwest award» за Лучший актерский ансамбль.
2010–2011
В июле 2008 года, после долгого кастинга, Мию взяли на роль главной героини в фильме Тима Бертона «Алиса в Стране Чудес» вместе с Джонни Деппом, Хеленой Бонэм Картер и Энн Хэтэуэй. Она послала видео ассистентам режиссера в Лондоне, и в тот же день прошла пробы. После еще трех прослушиваний в Лондоне - это стоило ей трех перелетов из Австралии в Англию и обратно - ее утвердили на роль. Бертон отметил, что решающим было ее «old-soul quality» (скорее это что-то вроде взрослости или хорошего актерского мастерства): " Потому что мы наблюдаем все ее глазами, она должна быть кем-то, кто может представить все в точности и во всех тонкостях.” Миа играла девятнадцатилетнюю Алису, возвращающуюся в Страну чудес после отказа девушки от нежеланного предложения руки и сердца. Актриса была очень близка по характеру со своей героиней, потому что она мечтала об этой роли с того момента, как прочитала Кэррола. К тому же, Миа очень большая поклонница постановки Алисы 1988 года. Она увидела в версии Бертона шанс исследовать Алису глубже, понять чувства молодой девушки того возраста, и донести их до нас. “У Алисы есть определенный дискомфорт с собой, среди общества и среди ее пэров; я [...] определенно чувствовала бы себя так же на её месте. Таким образом, я могла действительно понять ее не «вписывание». Алиса - наблюдательница, которая много думает, в этом мы с ней похожи.”
В комедии Лизы Холоденко «Детки в порядке» («The Kids Are All Right») Миа сыграла роль Джони, дочь однополой пары (Аннетт Бенинг и Джулианна Мур), родившуюся при помощи искусственного оплодотворения. По просьбе младшего брата (Джош Хатчерсон) она ищет их биологического отца (Марк Руффало). Во время фотопроб Миа уговорила режиссера, чтобы Джони носила пижаму в нескольких домашних сценах. Миа объяснила, что это то, что она делает дома в Австралии. Актриса объяснила кинокритику Стража Орландо Роджеру Муру: "Джони очень хороша там, где она есть. Таким образом, пижама была моим толчком для роли. Это удобно! И это то, что делаю я."
25 октября 2010 года Миа была удостоена награды «Hollywood Awards' Breakthrough Actress Award», которая была вручена ей Брюсом Далласом Говард, а 12 декабря она выиграла «Australian Film Institute International Award» как лучшая актриса за роль Алисы. Она была признана Форбсом одним из самых кассовых актеров с $1,03 миллионами, поделив 2 место с Джонни Деппом и оставив позади Леонардо ДиКаприо.
С марта до мая 2010 Миа снималась в фильме «Джейн Эйр», где играла главную роль вместе с Майклом Фэссбендером (Рочестер). Она начала читать черновик сценария после «Алисы». Два месяца спустя актриса получила подлинник и захотела встретиться с режиссером. Однако, так как Фукунага был незнаком с ее предшествующей работой в это время и был поэтому не уверен насчет нее, он спросил мнение режиссера Гаса Ван Сэнта, с которым Миа ранее работала над фильмом «Не сдавайся» («Restless»). Фуканага сказал журналу BlackBook в феврале 2011 года: "Гас ответил на письмо: ‘Бери ее.’" Работа Мии над фильмом совпала с планами на «Спящую красавицу», и ее заменили Эмили Браунинг.
Миа Васиковска отказалась от роли в фильме Роберта Рэдфорда (Robert Redford) «Заговорщица» (Conspirator), чтобы сыграть главную роль в фильме «Не сдавайся» (Restless), в котором она снималась с ноября по декабрь 2009 года. Для того, чтобы войти в образ неизлечимо больного шестнадцатилетнего подростка, ей пришлось обрезать свои длинные волосы. Несмотря на то, что она была одной из многих кандидатур, включенных в окончательный список на роль Лисбет Саландер (Lisbeth Salander) в адаптации романа «Девушка с татуировкой дракона» (The Girl with the Dragon Tattoo) Дэвида Финчера (2011), она отказалась прослушиваться из-за несовпадения съемочных графиков.
С декабря 2010 по февраль 2011 года Миа Васиковска снималась в фильме режиссера Родриго Гарсиа «Таинственный Альберт Ноббс» (Albert Nobbs), в последнюю минуту заменив Аманду Сейфрид (Amanda Seyfried).
21 апреля 2011 года Миа Васиковска попала в «Time-100», список самых влиятельных людей в мире, составленный журналом «Times», в котором ее позиция дополнена кратким эссе, написанным партнером Мии по фильму «Таинственный Альберт Ноббс» (Albert Nobbs) Гленн Клоуз (Glenn Close).
В июне 2011 Миа получила приглашение на вступление в Американскую академию кинематографических искусств и наук.
2012
В апреле 2011 года Миа Васиковска сыграла роль второго плана, девушку—любовное увлечение звезды Шайи ЛаБаф (Shia LaBeouf) в драме Джона Хиллкоута о временах сухого закона в США «Самый пьяный округ». В сентябре 2011 года Миа начала сниматься в главной роли в дебютном англоязычном фильме режиссера Чан-вук Парка «Стокер» (Stoker) - триллере о подростке, чей загадочный дядя, которого играет Мэтью Гуд (Matthew Goode), вернулся после смерти ее отца. Оба этих фильма должны выйти в прокат в 2012 году.
В 2012 году Миа снимется в главных ролях в фильме про вампиров режиссера Джима Джармуша (Jim Jarmusch) «Выживут только любовники» (ее партнерами по фильму будут Майкл Фассбендер (Michael Fassbender), Тильда Суиндон (Tilda Swinton) и Джон Хёрт (John Hurt)), фильме по повести Федора Достоевского «Двойник» (The Double) и в фильме экранизации романа Гюстава Флоббера «Мадам Бовари» (Madame Bovary). Так же в 2012 году Миа начнет работу в качестве режиссера над фильмом по повести австралийского писателя Тима Уинтона «Поворот» (The Turning).
В начале 2012 года Миа была выбрана лицом модной марки Miu Miu и во второй раз попала на обложку специального выпуска журнала Vanity Fair Hollywood Issue.
Личная жизнь
В свободное время Миа - энергичный фотограф, часто ведет хронику своих путешествий и работы на съемочных площадках с камерой Rolleiflex. Во время производства «Джейн Эйр» ей вшили секретный карман в один из ее костюмов, чтобы скрыть камеру меньшего размера, которую она использовала между дублями. Одно из ее фото Джейми Белла, было отобрано в качестве финалиста на соревновании, устроенном Национальной Портретной галереей Австралии 24 февраля 2011 года.
Миа продолжает жить дома в Канберре с семьей. Когда PopEater в Марте 2011 года спросил, воспринимают ли ее дома как звезду, она ответила: «Нет, я все еще выношу мусор и достаю посуду из посудомоечной машины. Это отличная причина для возвращения домой».